Расширенный поиск


Выберите элементы кодификатора КЭС
Сначала выберите предмет
Выберите элементы кодификатора КT
Сначала выберите предмет

«Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в средней школе»

Юлия Владимировна Исаева
учитель русского языка и литературы, МБОУ ПСОШ № 2 г. Королёв

Классификация

  муниципальный
  методики
  Русский язык
  базовый
  Орфограмма
  Различные виды анализа; Письмо

Аннотация

Формирование орфографического навыка — процесс длительный и трудоемкий. Изучение орфографической грамотности учащихся показало, что становление навыка идет медленно и не всегда эффективно. Данная разработка поможет формированию  орфографической грамотности у школьников.

Особенности педагогической практики

«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание». Н.С. Рождественский Задача формирования орфографической грамотности учащихся остаётся одной из главных в средних классах школы. Программа по русскому языку нацеливает учебный процесс на формирование ведущих опорных умений. Методика школьной орфографии предполагает формирование навыков правописания с помощью правил, на основе определённых знаний, поскольку этот путь убыстряет процесс учения и делает его осмысленным для того, кто учится. Меня постоянно волнуют вопросы: «Как учить, чтобы правила были не самоцелью, а служили бы средством формирования навыков? Какой должна быть система упражнений, чтобы навыки орфографии складывались в соответствии с содержанием правил, а не произвольно? Что нужно делать, чтобы знания служили практике письма?»

Все эти вопросы приходится решать в ходе преподавания, и одним из плодотворных путей их решения является работа над ведущими умениями, при формировании которых синтезировались бы процессы приобретения учеником знаний и становления необходимых навыков. Важнейшими орфографическими умениями, обеспечивающими осмысленное отношение к правописанию, являются умения замечать орфограммы при письме и определять, что это за орфограмма. Самая большая проблема заключается в том, что ученики, выучив орфографические правила, редко прибегают к их помощи. У многих учеников не развита способность реагировать на те случаи письма, когда возможно допустить ошибку. Способность реагировать на орфограммы отличает грамотного от неграмотного: первый всегда узнает, когда он не уверен, как пишется слово с помощью словаря или иным путём разрешает свои сомнения. Неграмотный пишет с ошибками, не замечая этого и не сомневаясь в правильности своего письма. Умение замечать при письме орфограммы является умением, мотивирующим надобность в правилах. На каждом уроке борюсь за то, чтобы развить у учащихся орфографическую зоркость слов, в написании которых человек не уверен.

Качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей. Методисты, учителя ищут причины низкой орфографической грамотности, чтобы принять действенные меры по улучшению положения. Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение «видеть» орфограммы. Формирование орфографического навыка — процесс длительный и трудоемкий. Изучение орфографической грамотности учащихся показало, что становление навыка идет медленно и не всегда эффективно. Уровень обучения русскому языку в значительной мере определяется качеством сформированных у учащихся орфографических умений, которые являются важнейшим результатом всякого обучения. Если учитель знает, какому умению он должен научить ученика в ходе работы над конкретной темой, то процесс обучения становится четким и целенаправленным.

Материалы



Отзывы 78


Очень нужная информация, как для учителей предметников, так и для классных руководителей.
Очень нужная информация, как для учителей предметников, так и для классных руководителей.
Спасибо за интересную информацию1
Огромное спасибо
Спасибо! Очень ценный материал! Воспользуюсь!
Спасибо за полезный материал!
Спасибо за полезный материал!
Спасибо за материал, уважаемая Юлия Владимировна!
Спасибо! Мне, как молодому педагогу, интересно знакомится с таким материалом.
Спасибо за интересный материал.
Спасибо! Очень ценный матеиал.
Юлия Владимировна! Большое спасибо за ценный материал!
Спасибо. Интересный материал. Воспользуюсь
Спасибо, очень полезная информация
Спасибо. Работаю над той же темой. Очень полезно было ознакомиться с Вашим опытом.
Спасибо большое за полезную информацию.
Спасибо за интересную информацию!
Благодарю! воспользуюсь дополнительной информацией
Спасибо!!!
Интересный материал, спасибо за вашу работу
Спасибо, актуально, интересно!
Спасибо!
Юлия Владимировна!Большое спасибо за столь богатейший опыт и полезный в нашей работе дидактический материал!)Актуально!
Спасибо за материал. Возьмём на заметку.
Ваша работа дала много полезной информации!
Возьмём на заметку. Спасибо.
Гаврилова И.А.
Полезный материал
Очень интересный и безусловно заслуживающий внимания материал!
Очень интересный материал, спасибо!
Спасибо за переданный опыт.
Спасибо, полезная информация!
Спасибо, полезная информация!!!
Спасибо, материал действительно заслуживает внимания!
Актуальный и интересный материал,включающий практические аспекты проблемы.Спасибо.
Юлия Владимировна, спасибо большое за информацию!
спасибо
Замечательный материал!
Спасибо за информацию
Большое спасибо, за полезную и интересную информацию!
Очень полезный материал. Можно использовать практически без изменений для любого класса
Безусловно, работа заслуживает внимания! Хочется сотрудничать с таким педагогом!
Безусловно, работа заслуживает внимания! Хочется сотрудничать с таким педагогом!
Большое спасибо! Материал пригодится в работе.
Спасибо за предоставленный материал!
Спасибо, полезная информация!
Юлия Владимировна, спасибо!
Спасибо за размещенный материал. Очень полезная информация.
Очень интересный материал. Спасибо!
Полезная информация.
Спасибо!
Спасибо, очень полезная информация.
Очень интересно, спасибо за предоставленный материал. Обязательно им воспользуюсь на уроке.
Интересная и полезная информация. Спасибо!
Спасибо за полезную информацию и интересные дидактические материалы.
Спасибо за материал. Хотелось бы подробнее, с конкретными примерами, узнать об опыте работе, ведь тема важна для каждого учителя русского языка. Как правильно заметила Юлия Владимировна, безграмотность в повседневной жизни просто окружает нас и детей.
Спасибо за информацию и дидактические материалы. Будем использовать на уроках.
Спасибо за полезный материал. Формирование орфографической зоркости очень актуально.
Работает заслуживает внимания педагогического коллектива
Спасибо!Очень интересный материал.
Спасибо за информацию и дидактические материалы. Частично Ваши наработки могут быть использованы и на уроках иностранного языка!
Спасибо за полезную информацию
Полезная информация для учителя.
большое спасибо за информацию.
Полезный материал, спасибо за работу
Да, действительно, очень нужна и важна орфографическая зоркость! Спасибо!
Юлия Владимировна! Ваши советы мне очень пригодятся в моей дальнейшей работе.Спасибо!
Спасибо, очень нужная информация!
Полезный материал, возьму на заметку!
Спасибо. Будем использовать на уроках
Спасибо, молодец!
Формирование орфографической зоркости, как справедливо подметил автор, одна из наиважнейших задач, стоящих перед учителем русского языка. Спасибо за качественную работу, Юлия Владимировна!
Задача формирования орфографической зоркости очень актуальна. Спасибо за работу!